Аланья: 20 тысяч лет до нашей эры

Тип статьи:
Авторская

Аланья: 20 тысяч лет до нашей эры

Поселения людей, оставившие археологические следы на месте нынешней Аланьи, датируются белее чем 20 тысячью лет. Мягкий климат, плодородные земли предгорий и горных долин, богатейшие леса на склонах гор, удобный выход к морю – за возможность владеть этими богатствами люди воевали, строили укрепления, платили дань.

Первые упоминания о городе в древних источниках относятся к античным временам (IX—VIII вв. до н. э.). Расположенный на границе между территориями, известными как Памфилия (др.-греч. Παμφυλία, лат. Pamphylia) и Киликия (др.-греч. Κιλικία, лат.Cilicia), он упоминается то под названием Памфилия, то Киликия. Регион между Памфилией и Киликией древнегреческий отец историиГеродот Галикарнасский описывает так: «Люди, жившие на этой территории, прибыли после Троянской войны. Многочисленные народности, проживавшие здесь, приняли пришельцев».

Всю свою античную историю город был тесно связан с греческой цивилизацией. В трактате IV века до н.э. о землях и народах Средиземного моря, который приписывают греческому географу Скилаксу Кариандскому, впервые вполне конкретно описан укрепленный торговый город на берегу Средиземного моря — Коракесион (греч. Κορακήσιον, что в переводе — «Страна Грачей»), расположенный на небольшом полуострове у подножья Торосских гор, населенный греческими колонистами.

Считается, что укрепленным городом Коракесион стал после его завоевания Александром Македонским. Удаленный от основных владений (к тому же, ослабленных междоусобицей), имеющий крепость и удобную гавань, населенный множеством бывших военных, дезертиров, моряков, беглых рабов, город (так же, как и другие соседние прибрежные города) становится пристанищем так называемых «киликийских пиратов». Побережье с множеством бухт, защищённых скалами, было отличным убежищем для пиратских кораблей, а великолепные леса, покрывающие окрестные горы — отличным материалом для строительства новых судов.

Морские разбойники начинают стекаться сюда со всего Средиземноморья. Морской разбой на сотни лет становится для горожан основным способом зарабатывания на жизнь.

В 224-188 годах до н.э. территория Киликии захвачена Антиохом III Великим, правителем Империи Селевкидов. Но Коракесион, выдержав все трудности осады, сохранил свою «пиратскую» независимость.

В 142 году до н. э. Диодот Трифон при поддержке киликийских пиратов отобрал сирийский трон у наследников Антиоха Великого. Пиратский Коракесион стал резиденцией самозваного царя. Всего за несколько лет при помощи пиратов Диодот Трифон превращает Коракесионв мощную неприступную крепость на склонах высокого скалистого полуострова с крутыми обрывистыми склонами, окружённого морем с трёх сторон и соединенного с материком узким перешейком. На сотни лет Коракесион становится главной военно-морской базой всех киликийских пиратов. За его крепостными стенами находили приют и защиту пираты всего побережья, удобный порт стал местом строительства и стоянки пиратских кораблей, а в тайных пещерах хранилось награбленное богатство и содержались пленники.

В 102 году до н.э. Киликия завоёвана Римской Империей, затем, в 84 году до н.э. – царем Великой Армении Тиграном II. Однако завоеватели контролировали только часть равнинных территорий, но город Коракесион, как и многие другие пиратские города, им были неподвластны. Десятки тысяч пиратов на сотнях быстроходных маневренных кораблях держали под контролем всё Восточное Средиземноморье: грабили или брали дань со всех без исключения торговых кораблей, нападали на греческие острова Самос, Самофракия, Делос, на римские города и порты, занимались работорговлей и успешно противостояли римскому флоту. Древнегреческий историк и биограф Плутарх в своих трудах рассказывает о том, как в плен к киликийским пиратам попал молодой Гай Юлий Цезарь, будущий повелитель Рима.

В 66 году до н.э. вся территория Киликии и Памфилии вновь возвращается под протекторат Римской Империи, а город под названием Корацесиум входит в состав римской провинции Памфилия.

Киликийские пираты стали для Рима проблемой такого масштаба, что был принят специальный закон, по которому полководец Гней Помпей Великий (Магнус Помпелус) получил для борьбы с пиратами огромные полномочия, денежные средства, флот в составе 500 кораблей и 120-тысячную армию. В 67 году до н.э. флот Помпея одновременно атаковал все крупнейшие пиратские базы Средиземноморья. Плутарх написал: «Большинство самых могущественных пиратов поместили свои семьи и сокровища… в крепостях и укрепленных городах на Тавре, а сами, снарядив свои корабли, ожидали шедшего против них Помпея у Коракесиона в Киликии. В происшедшем сражении пираты были разбиты и осаждены в своих крепостях. … разбойники отправили к Помпею посланцев просить пощады и сдались вместе с городами и островами, которыми они [ранее] овладели, а затем укрепили их настолько, что не только взять их силой, но даже подступиться к ним было нелегко». В результате блестяще спланированной военной операции, более 20 тысяч грозных киликийских пиратов, имевших к тому времени несколько сотен кораблей, были практически полностью разгромлены Помпеем менее чем за 3 месяца.

В 41 году до н.э. в Киликии (недалеко от нынешнего Мерсина) произошла первая встреча правителя восточной части Рима Марка Антония и царицы Египта Клеопатры VII. А в 32 г. до н.э. в Корацесиуме (нынешней Алании) они официально вступили в брак, хотя по римским представлениям он не считался полностью законным. По легенде, влюбленный римлянин подарил Клеопатре понравившейся ей прекрасный песчаный пляж у подножия Корацесиума, а заодно и сам город, а также всю Киликию.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...